Рекомендации педагогу, работающему с учащимися с трудностями в обучении
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
- Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с трудностями в обучении с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
- Старайтесь не сравнивать ребенка с трудностями в обучениями с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу.
- Хвалите или критикуйте поступок ребенка, а не его личность.
- Создайте «ситуацию успеха» и снимите «синдром неудачника».
- Прибегайте к т.н. «авансированию личности» – предоставлению определенного блага, высказыванию положительного мнения о ребенке, даже если он этого пока не заслужил. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
- Используйте на классных часах, уроках практические упражнения для создания благоприятной эмоциональной атмосферы (социально-эмоциональное воспитание).
- Вызывающее поведение ребенка — способ привлечь Ваше внимание. Уделите ему больше времени, например, на перемене.
- Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
Консультации для родителей
Каждый ребенок особенный, все дети – равные
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования