Современные глобальные экономические и социальные изменения ставят перед Республикой Беларусь новые задачи, среди которых повышение национальной
конкурентоспособности, придание большей устойчивости государству в условиях экономических и социальных трансформаций. Эти задачи не могут быть решены без
новых технологий и новых знаний, без создания инновационной экономики, важнейшим институтом развития которой является система образования.
Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они должны отличаться мобильностью, динамизмом,конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Для подготовки людей с такими качествами требуется обновление национальной системы образования. Белорусская система образования является частью мирового образовательного пространства, и в этой сфере наша страна связана со многими государствами международными договорами и обязательствами. Поэтому накопленный опыт и тенденции развития системы образования в других странах могут быть использованы для определения основных путей такого обновления.
Основополагающими направлениями развития национальных систем образования во всем мире являются принятые Организацией Объединенных Наций Цели устойчивого
развития до 2030 года в области образования, которые предусматривают в том числе обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение
возможности обучения на протяжении всей жизни для всех (цель 4).
К одной из основных тенденций развития образования в мире можно отнести ориентацию на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей. Гуманизация проявляется в переносе акцента с педагогической деятельности на продуктивную учебнопознавательную и иную деятельность обучающегося. В связи с этим наблюдается переход от преимущественно информативных форм обучения к проблемному, исследовательскому и проектному обучению через использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности.
В образовании, ориентированном на личность, строго регламентированные контролируемые способы организации педагогического процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обучающегося преобразуются в личностно-равноправные, в позиции сотрудничества. Сформировано консолидированное представление о том, что целью современного образования является помощь обучающимся в приобретении компетенций, необходимых для успешной социализации и ответственного принятия осознанных решений, с которыми связана жизнь человека, в том числе при осуществлении профессионального выбора.
Компетентностный подход в образовании признается ключевым. Отбор основных компетенций в зарубежных странах осуществляется на основе базовых принципов прав человека, целей демократического гражданского общества и Целей устойчивого развития.
Еще одна из тенденций развития зарубежного образования – неотделимость обучения от воспитания. Характерными чертами такого образования являются гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности, а также национальная направленность, обеспечивающая сочетание образования с историей и народными традициями, сохранение и обогащение национальных ценностей.
Системы образования становятся открытыми. В большинстве стран учебные программы задают базовое, общее ядро знаний, которое впоследствии дополняется в зависимости от потребностей человека. Поэтому непрерывность образования, его трансформация в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, также являются мировой тенденцией развития образовательных систем. При этом обеспечивается достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании.
Гуманизация способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям обучающихся. В то же время наблюдается тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет строгого отбора материала, системного анализа его содержания. Эта тенденция обусловлена лавинообразным нарастанием объема информации и необходимостью умения работать с ней, что способствует переходу от фактологической к методологической форме обучения.
Зарубежные образовательные системы хорошо адаптированы к перечисленным тенденциям, так как их образовательные программы традиционно многоуровневые и разнообразные, приближены к реальным потребностям в специалистах соответствующего уровня подготовки.
Тем не менее во многих странах остро стоит проблема доступности образования для всех слоев населения и преодоления ограничений при получении образования по тем или иным признакам (гендерная, социальная, национальная, религиозная принадлежность). Проблема осложняется тем, что в странах с низким уровнем социальноэкономического развития образование является единственной формой социального общения и средством социализации для детей и молодежи. Кроме того, признана необходимость включения (инклюзии) лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей.
Приоритетным для зарубежных государств является обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.
Особый акцент делается на создании безопасных условий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовке их к обучению в начальной школе, а также организации эффективного взаимодействия с родителями.
В большинстве стран Европы, Северной Америки, Азии приняты на государственном уровне образовательные стандарты дошкольного образования, определяющие показатели развития ребенка к моменту перехода его на следующий уровень образования (начальная школа), требования к программам на уровне дошкольного образования, условиям их реализации, педагогическим работникам.
В системах общего среднего образования важной задачей признается формирование у школьников «мягких» («гибких») навыков (soft skills), которые должны стать не просто признаками личности, а ее потребностями. К ним относятся навыки коммуникации (установление контакта, умение доносить свою точку зрения, общение), креативности (комплексная оценка ситуации или проблемы и ее эффективное решение), кооперации (умение работать в команде ради достижения цели), критического мышления (оценка информации и ее отбор для принятия правильного решения).
Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с ОПФР в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
К направлениям развития образования таких лиц относятся обеспечение доступности и вариативности получения образования различными категориями детей с ОПФР с учетом их образовательных потребностей, создание специальных условий получения образования на всех уровнях основного образования и в системе дополнительного образования детей и молодежи, реализация принципа инклюзии в образовании, в том числе формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса.
Из Постановления Совета Министров Республики Беларусь 30.11.2021 № 683 “Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года”