В учреждении создан виртуальный кабинет по физике, который можно посетить тут ⇒
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Памятка педагогическим работникам для работы по самообразованию
Составляющие процесса самообразования педагога.
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической
и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Формы работы по самообразованию педагогов:
Самообразовательная работа над рефератом по теме
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете информации по теме
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Сетевые педагогические сообщества.
Этапы самообразования.
Технология организации самообразования педагогов
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя
на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической
и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на Республиканских МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает:
текущее и перспективное планирование;
подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;
постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей
Результаты самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
повышение качества преподавания предмета
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
создание комплектов педагогических разработок
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Вопросы результативности самообразовательной деятельности рассматриваются на заседаниях методических объединений, методического совета, педагогических советах, где заслушиваются отчеты педагогов по самообразованию, осуществляется презентация наработанных по теме самообразования материалов.
Необходимо обратить внимание на механизм презентации педагогами достигнутых результатов по результатам самообразовательной деятельности, а именно более активно использовать такие формы как: выступления на различных форумах, публикации в СМИ, участие в конкурсах методических материалов, Интернет — конференциях, выступления на научно-практических конференциях. Практически очень редко материалы систематизируются в виде сборников практических материалов. Недостаточно активно учителя гимназии пропагандируют свой позитивный опыт работы над темами самообразования на уровне района, через предметные научно-методические журналы.
Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения в целом становится система, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности. Самоанализ личного педагогического опыта становится важной обязательной частью повышения квалификации педагогов претендующих на высшую квалификационную категорию, так как позволяет соединить теоретические знания, полученные и практическую деятельность.